Многонациональные корпорации
(multinational corporations), фирмы, к-рые производят и продают свою продукцию и услуги в неск. странах. Такие фирмы также называются транснац. и располагаются в ряде стран для того, чтобы достигнуть более низкой себестоимости (включая более низкие налоговые платежи) и более высокой прибыли. В них часто заняты десятки тысяч рабочих, а акционеры получают высокие прибыли. Мн. крупнейшие М.к., такие, как IBM (США), Шелл (Великобритания/Нидерланды) и Тойота (Япония), имеют ежегодно больший доход, чем национальный доход небольших развивающихся стран. Подсчитано, что из ста самых крупных эконом, единиц мира половину составляют гос-ва, а др. половину - М.к. Однако существует также ряд сравнительно небольших фирм, к-рые становятся транснац. с целью получения опред. преимуществ. Напр., их статус может помочь им обойти таможенные пошлины и действовать внутри общего рынка. Мн. фирмы стремятся попасть в страны Западной Европы, чтобы действовать внутри ЕС. Одни аналитики приветствуют деят-ть М.к., потому что они создают раб. места и делают инвестиции в принимающей стране. Др. подвергают М.к. резкой критике за подавление конкуренции в стране, получение прибылей за счет низкой оплаты труда, выкачивание редких ресурсов и стремление к чрезмерному влиянию на полит, систему стран, где они действуют.